10 апр. 2012 г.

Нормативные акты и положения, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности ауди¬торов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих закон¬ность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью ауди¬тор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита опре¬деляют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки. Стандарты носят обязательный характер (Приложение 3) [5, с. 16-17]. В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня: - первый – законы и иные акты законодательства РФ, регулирующие прямо или косвенно постановку учета; - второй – положения по бухгалтерскому учету; - третий – методические указания по ведению бухгалтерского учета; - четвертый – рабочие документы организации, формирующие его учетную политику (в методическом, техническом и организационном аспектах). Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). К таким документам относятся: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II – определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера. Договор — это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды. В Гражданском кодексе РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421, 422 ГК РФ). Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении договоров. К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги). Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел. - при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность; - проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов; - полнота оприходования материальных ценностей; - правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки; - правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг); - правильность списания задолженности с истекшим сроком исковой давности. 2. Федеральный закон «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ от 17.12.1999 г. №212-ФЗ регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями, 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ) – устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций. 5. Постановления Правительства РФ регулируют правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС. 6. Инструкция МФ СССР регулирует порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности. Правила отпуска товара в продажу предусматривают отпуск товара по предоставленной покупателем доверенности на получение товара. 7. Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила его ведения. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности отдельных участках. Из положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета 8. К числу важных документов третьего уровня относятся методические указания по бухгалтерскому учету расчетов, которые определяют особенности учета частности методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по применению главы 21 «На¬лог на добавленную стоимость» 9. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной Деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 7 мая 2003 г. № 38н). 10. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. 11. Расчеты с покупателями и заказчиками за товары могут проводиться безналичным образом (через расчетные счета в банках). Эти операции регулируются Положением о безналичных расчетах в РФ: Утверждено ЦБ РФ, октябрь 2002 г. Руководствуясь, законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными правовыми актами Министерства Финансов РФ непосредственно сами организации формируют самостоятельно свою учетную политику и регулируют учетный процесс, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. 12. Основными рабочими документами организации являются: - документ об учетной политике предприятия; - утвержденные руководителем формы первичных учетных документов; - графики документооборота; - утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета; - утвержденные руководителем формы внутренней отчетности. Нормативные акты, в которых рассматриваются вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов. Основная цель аудита - установить правильность ведения учета расче¬тов с покупателями и заказчиками за реализованную (отгруженную) продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В ходе аудита расчетов с покупателями и заказчиками должны быть реше¬ны следующие задачи: - проверка правильности оформления первичных документов по реализации про¬дукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью подтверждения обоснован¬ности возникновения дебиторской задолженности; - подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на сче¬тах бухгалтерского учета дебиторской задолженности; - оценка правильности оформления и отражения в учете предъявленных претен¬зий. Источниками информации являются: Положение об учетной политике; до¬говоры поставки продукции (работ, услуг); накладные; счета-фактуры; акты свер¬ки расчетов; протоколы о зачете взаимных требований; акты инвентаризации рас¬четов; векселя; копии платежных документов; книга продаж; учетные регистры по счету 62; Главная книга; бухгалтерская отчетность [15, c. 138]. Чтобы наметить направления проверки и области углубленного контроля, ауди¬тору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии. Для этого следует установить наличие на предприятии необходи¬мой нормативной базы, состав применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Для подтверждения первоначальной оценки систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета операций с покупа¬телями и заказчиками аудитор на основе полученной информации заполняет зара¬нее разработанные тесты. Тесты позволяют установить, насколько контроль рас¬четных операций отвечает современным требованиям, а их учет - выполняет по¬ставленные перед ним задачи. При проверке расчетов с покупателями и заказчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы. В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформления догово¬ров на поставку продукции, гарантийных писем от покупателей. По данным пер¬вичных расчетно-платежных документов, актов инвентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 устанавливаются достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги). При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расче¬тов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупателя. Особое внимание обра¬щается на правильность отражения в учете и налогообложении операций с ис¬пользованием векселей. Путем отслеживания и арифметического контроля устанавливается правиль¬ность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования наценок, взаимозачетов, векселей. Осуществляется проверка правильности анали¬тического учета по счету 62, который должен обеспечивать возможность получе¬ния информации о реальной задолженности покупателей, в том числе обеспечен¬ной векселями. Изучаются также имеющиеся факты просроченной дебиторской задолженности, выясняются причины неплатежей. Аудитор должен проверить правильность отражения в учете сумм неистребо¬ванной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи и др.), срок исполнения по которым покупателями превысил 4 месяца со дня фактичес¬кого получения ими товаров (работ, услуг). Данная задолженность должна списы¬ваться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой базы. Аудитору необходимо выяснить, учитывается ли данная задолженность на заба¬лансовом счете 007 в течение 5 лет с момента ее списания. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и причины, по которым на сумму этой задолженности не была уменьше¬на налогооблагаемая прибыль предприятия. Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 субсчет «Авансы полученные». Ауди¬тор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет пра¬вильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналити¬ческого и синтетического учета, правильность уплаты НДС с авансов полученных [10, c. 156]. В заключение выясняется правильность применяемых схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками. Типичные ошибки: - отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление; - неправильное определение налогооблагаемой базы по НДС и Т.Д.; - некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета; - недостоверность аналитического учета; - формальное проведение инвентаризации расчетов.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.